December 13

Элиты и элитаризм

Том Брэйди воистину представитель спортивной элиты. Мало кто может даже приблизиться к его показателям в американском футболе. И Кэтрин Уокер, лучший преподаватель естественных наук 2024 года по версии одной из авторитетных образовательных организаций, я бы тоже отнёс к элите, поскольку её педагогический метод даёт возможность создавать высокие результаты для своих учеников.

Если у Вас водится монета и Вашему родственнику необходима медицинская операция, вероятно, Вы будете искать элитного врача. Причина до слёз простая: результат имеет значение.

В нашей культуре невероятно ценится производительность, мы тратим много времени на ранжирование и измерение результатов. Болельщики команды болеют за победу своей команды и радуются если она выигрывает чемпионат, всё по схеме.

Но элитаризм (вопреки общему корню со словом "элита") это другого поля ягода. Это ярлык, который мы используем, приписывая кому-либо или чему-либо немотивированные преимущества. Юридическая фирма, нанимающая на работу только выпускников определённого университета – отличная иллюстрация. Неужели наша самая справедливая в мире правовая система лучше работает для этой группы людей? Конечно же нет, и ежу понятно, что ограничение искусственное.

Ослабление наших фильтров в пользу разнообразия опыта подрывает барьер элитарности, создавая новые возможности для поиска лучших решений и связей.

Яркий признак зарождающегося культа элитарности – это наделение высококлассного узкого специалиста ярлыком "талантлив во всём".

Научный метод не является элитарным, подобно секундомеру, который используется для фиксации времени 100-метрового забега. Поиск последовательных аргументов, логических подходов и метода, который приводит к лучшим результатам, представляют собой универсальные практики в противовес элитаризму.

А как действует Ваша компания в подобных случаях? Надеюсь, на пути к изменению мира, Вы не превратились в закрытый клуб стареющих сектантов, обладающих монополией на знание высшей истины.

Прочитать материал в оригинале.