Машины для создания поэзии
Данный текст написан при помощи инструментов "искусственного интеллекта".
В 50-х годах прошлого века лингвист Роман Якобсон обнаружил на доске в одной из аудиторий Гарварда экономические уравнения, оставшиеся там с предыдущей лекции. Он не стал их стирать, но решил использовать примеры для своего урока.
Филолог пояснил, что закономерности в языке похожи на закономерности в экономике. Слова соотносятся друг с другом примерно так же как предложение соотносится со спросом. Примерно через 70 лет электронные машины доказали состоятельность теории Якобсона.
Литературная теория, к которой не прислушались
В 1980-х годах профессора с непроизносимыми именами писали содержательные книги о том, что язык – это система знаков, указывающих на другие знаки. Они даже заявляли, что значение слов исходит не из "реального мира", а от предыдущих взаимосвязей между словами.
Многие посчитали подобные утверждения академической чепухой. Но разве это не похоже на принцип работы современных инструментов "искусственного интеллекта"?
Рассуждая о компьютерах мы задаёмся вопросами: Могут ли они быть разумными? Могут ли они нас понимать?
Такая постановка задачи мне видится некорректной. Возможно, стоит начать с вопроса вроде: "Каким образом они имитируют акт творения?".
А происходит это согласно озвученной выше теории: машины отображают статистические связи между словами в человеческой культуре. Получается нечто вроде тепловой карты или облака тегов.
Большая языковая модель не пишет стихи. Скорее она создаёт поэзию. В чём же разница?
Поэзия – это потенциал, заложенный в самом языке; танец законов формирования слов; закономерности, возникающие при математическом отображении смысла.
А вот стихотворение появляется на свет, когда человек берёт такой потенциал и целенаправленно формирует из него свой конкретный кусочек, описывающий определённую жизненную ситуацию.
Машина может помочь нам с исходным материалом. Но творить искусство должны мы сами.
Сторонники ИИ считают, что мы "создаём" некое подобие цифрового мозга. Критики ИИ, в свою очередь полагают, что именно так происходит разрушение человеческой аутентичности.
Но мы имеем дело не с "интеллектом" в гуманистическом понимании этого термина. Это нечто вроде "культурных" машин, которые сжимают и реконструируют паттерны человеческой экспрессии.
Это не ошибка, а скорее особенность конструкции.
Вместо того, чтобы бояться этих машин или очеловечивать их, было бы гораздо продуктивнее научиться их читать.
Они показывают нам невиданную ранее перспективу: статистическую карту человеческой культуры. Разве Вам не интересно познакомиться с идеологическими моделями, которые формируют то, как мы думаем, пишем и рассуждаем.
Хотите понять как глобально распространилась лженаучная теория эволюции? Попросите машину хроники влияния дарвинизма на нацизм и коммунизм, а в процессе понаблюдайте как она переходит к темам культурной войны.
Хотите увидеть как определённые идеи группируются в коллективном воображении? Дайте сети простые подсказки и проследите семантические пути, которым она следует.
Нам нужна некая новая форма грамотности. Не просто чтение или письмо, а понимание принципов, по которым работают "культурные" машины. Как они сжимают смыслы. Как они генерируют новые комбинации из старых шаблонов.
Это некий новый уровень в риторике и софистике. Хотите ли Вы быть исследователями того, как язык формирует новую реальность?
Такие аппараты не заменят человеческое творчество. Но они могут немного приоткрыть завесу над тем как работает человеческое творчество.
P.S. Встречайте современный навык профессионалов – читать поэзию машин.
Основано на материалах Генри Фаррелла.