October 20, 2024

Усиление культурных экстремумов

Моё субъективное определение культуры звучит так: "Вещи и процессы вокруг нас созданы такими же людьми, как и мы с Вами".

Сегодня у нас есть есть особая роскошь выбора сообщества, к которому мы будем принадлежать. Свои субкультуры создают не только панки и готы, а вообще все люди в мире. У каждого человека, которого Вы знаете, есть свои группы по интересам.

Разумеется, не все культурные вопросы попадают под право выбора. Например, мы рождаемся в определённой стране, что существенно влияет на нашу дальнейшую жизнь.

Большинство групп стремятся к стабильности и предсказуемости. Присоединяясь к ним люди получают определённое душевное спокойствие. Тем не менее, в любой культуре обязательно присутствует некоторый процент инноваторов, которых текущее положение вещей не устраивает. Они отказываются от части традиций в пользу инноваций.

Идеи распространяются от участников, которые принимают новое, к участникам, которые хотят оставаться в общем потоке.

Некоторые культуры меняются быстрее, чем другие. Очевидно, что если изменения наступают слишком быстро, сообщество может испытывать определённую долю стресса.

Одним из важных факторов скорости культурных изменений является контроль над средствами массовой информации и их распространением.

В авторитарной среде законодатели мнений и цензура гарантируют, что культура будет меняться очень медленно. Речь идёт не только о странах, где верховный правитель сидит на троне в течении десятилетий. Сюда же можно отнести, к примеру, большинство научных журналов или крупные традиционные бизнес-структуры. Полная стабильность господствует в них не только на уровне топ-менеджмента, участники среднего и нижнего звена в таких сообществах также невероятно боятся перемен.

Если на рынке существует лимитированное количество телеканалов или радиостанций, вероятно, они будут весьма настороженно относиться к инновациям по причине риска потери доли рынка.

Песенные чарты вроде Billboard 40 и поп-музыка правили миром до тех пор, пока музыкальный автомат вмещал ограниченное количество композиций, а радиостанции не выпускали в эфир необычных песен, которые воспринимаются в штыки скучным большинством.

Рассмотрим ещё один фактор – алгоритмы. Итак, как же распределяется внимание?

Раньше решали владельцы журналов и радиостанций. Было несколько региональных лидеров, но главное мнение принадлежало "культурному центру".

Но после того, как появились социальные сети, этот алгоритм намеренно вывернули наизнанку.

Теперь "они" выбирают контент, который будет продвигаться и распространяться на основе инстинктов и эмоций: привлечение внимания, возмущение, удивление… художественная ценность, личностное развитие и даже правда обычно не в приоритете. Нужно чтобы человек отвлёкся прямо сейчас и потреблял тупые новости, клипы и картинки.

Так мы подошли к границам здравого смысла, общественной морали и хорошего вкуса. И, чтобы снова и снова получать то самое внимание потребителя, границы начинают расширяться.

Только представьте себе что ждёт нас на следующей информационной волне.

Это фундаментальным сдвиг в мире, каким мы его знали. Маховик культурных изменений раскручивается всё быстрее.

Нет ничего удивительно в том, что люди чувствуют себя не в своей тарелке. По идее, хозяева социальных сетей и новых медиа должны мягко добавлять баланс кораблю, который стремительно набирает скорость. Вместо этого они делают всё возможное чтобы как можно больше пассажиров почувствовали симптомы "морской болезни".

Прочитать материал в оригинале.