Рискованные схемы
Новая идея никогда не принимается сразу всеми участниками сообщества. Сначала её берут на вооружение несколько человек, а остальные лишь наблюдают что же из этого получится. Проходит время, – и в случае положительных результатов к новинке присоединяются другие. Этот принцип касается технологических инноваций, музыки, еды и прочих подобных процессов.
Идеи распространяются горизонтально. Люди, предпочитающие статус-кво, примут новую концепцию только в том случае, если почувствуют, что у них нет особого выбора. Телефону потребовалось более сорока лет, чтобы охватить миллион человек. Сегодня подключение новых абонентов происходит гораздо быстрее (хотя, даже в готовой инфраструктуре присоединение не может быть мгновенным).
Вспомним и о нестандартных ситуациях. Идеи, требующие одновременного принятия большими группами населения, являются заметным исключением из горизонтального правила. Например, атомные электростанции – это не то, что можно попробовать у себя на заднем дворе, а затем распространить среди друзей. То же самое касается законов и им подобных институциональных сдвигов, исходящих от комитета, обладающего полномочиями.
Часто люди, которые являются новаторами, тратят время и энергию, чтобы подчеркнуть производительность, справедливость или иного рода привлекательность нового метода. При организованном подходе (например, в публичной презентации или в дебатах) решение в пользу новой идеи часто принимается именно благодаря подобным аргументам.
Но что если инновация не представляется стабильным абсолютным благом и содержит в себе элементы неопределённости? С рискованными схемами всё немного сложнее.
Слово "рискованный" означает, что проект может не сработать. Любые изменения так или иначе рискованные поскольку никто кроме Бога не может давать гарантий на будущее. Если же организация слишком боится рисков, почему бы не подождать несколько циклов перед принятием ключевого решения: "Мы вполне можем сделать это и позже".
Говоря о "схеме" мы подразумеваем, что инициатор изменений имеет отличную от нашей повестку дня. Кроме этого он видит прямую выгоду в продаже нам прямой идеи, иначе усилия с его стороны не прилагались бы в принципе. Чем больше пользы извлекает из проекта инноватор, тем больше инновация всё больше воспринимается нами как схема. Никто не любит когда его заставляют что-либо делать и ещё больше никому не нравится быть обманутым.
Люди с мышлением торгашей или мошенников всегда панически боятся, что им предложат участие в рискованной схеме.
Для нас же главный вызов заключается в том, чтобы научится по первым признакам определять подобные рискованные схемы, особенно в случаях когда они кажутся лёгкими, удобными и сверхвыгодными на коротком промежутке времени. Слишком уж часто за последнее время мы наблюдали как огромное количество жадных и недалекоглядных людей стали их жертвами.