Гонка за масштабом
Компания IBM потратила целое состояние, борясь с исками о разделении бизнеса. То же самое делали AT&T и Microsoft.
В каждом из этих трёх случаях есть множество доказательств в пользу того, что им было бы лучше перестать быть единой структурой. Microsoft ещё пытается сопротивляться, а вот IBM судя по всему поделена окончательно и бесповоротно.
Одна компьютерная компания, одна телефонная компания, одна компания по разработке программного обеспечения, одна поисковая система… так или иначе монополии не могут жить вечно.
Если бы все они приняли решение о разделении бизнеса самостоятельно, от него выиграли бы и клиенты, и акционеры и большая часть руководства каждой из дочерних организаций. Лишь несколько десятков человек отчаянно пытаются сохранить мифический масштаб фирмы, тратя на это безумные деньги.
Компания не сводится к узкому кругу её владельцев, а создаваемые ею выгоды выходят далеко за рамки людей из высшего руководства. Директора получают свои денежные бонусы, но даже эта перспектива краткосрочна. Глобально происходит общая деградация производительности и качества обслуживания фирмы. Исчезает то самое первое волшебство, которое и позволило компании стать особенной.
Ох уж эти монополии. Покупка большой издательской фирмы Simon and Schuster вряд ли была лучшей инвестицией в успеха для гигантской издательской компании Penguin. На мой взгляд, куда лучше им было бы разделиться на мобильные отделения, которые сосредоточились бы на действительно важной индивидуальной работе.
Монополия Google длилась много лет. В результате принимались решения, не основанные на том, что было лучше для их пользователей или членов команды. Были упущены бесчисленные возможности создания ценности просто потому что приоритет отдавался чему-то иному.
То же самое относится и к местному бизнесу, который приобрёл достаточные масштабы и влияние. Он также начинает действовать как хулиган. Это может быть ресторан, брокер по недвижимости или продавец автомобилей. Всё начинается с более выгодного предложения для потребителей, а заканчивается нерациональной тратой ресурсов на поддержание монопольного статуса.
Именно честная конкуренция создаёт ценность и производительность. Лучше иметь небольшую часть оживлённого активного рынка, чем доминировать на умирающем.